Утвержден
постановлением администрации Параньгинского муниципального района
от 12 сентября 2012 г. №381-П
(в редакции постановлений
от 29 декабря 2012 г. № 535-П,
от 25 февраля 2013 г. № 40-П,
от 26 сентября 2014 г. № 364-П,
от 24 июня 2016 г. № 212-П,
от 22 марта 2018 г.№ 59-П, 
от 29 марта 2018 г. №77-П,
от 25 февраля 2019 г.№52-П)

Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление информации, приём документов органами опеки
и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство)
 над несовершеннолетним гражданином»

I. Общие положения

1.1. Предмет регулирования регламента
Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению информации, приём документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетним гражданином (далее – Регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» (далее - Администрация) в лице Отдела образования и по делам молодежи Администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» (далее – Отдел образования) порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие Администрации с заявителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, а также учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
1.2. Круг заявителей
Заявителями на предоставление государственной услуги являются совершеннолетние дееспособные граждане, не имеющие судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан:
    отвечающие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», а именно:
1) Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
    - лица, лишенные родительских прав;
    - лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
    - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
    2) При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
3) Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
1.3.Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3.1.Сведения о месте нахождения, графике работы, телефонах для справок и консультаций, справочных телефонах структурных подразделений, официальном сайте, электронной почте Администрации, Отдела образования и по делам молодежи Администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район»:
а) место нахождения Администрации: 425570, Республика Марий Эл, пгт. Параньга, ул. Новая, д.4, контактный телефон: 8(83639) 4-14-94
место нахождения Отдела образования: 425570, Республика Марий Эл, пгт. Параньга, ул. Новая, д.2, кабинет 11, контактный телефон: 8(83639) 4-73-38.
    б) График работы Администрации: понедельник – пятница - с 8.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00. Суббота, воскресенье, - выходные дни;       
    График работы Отдела образования: понедельник – пятница - с 8.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00. Суббота, воскресенье, - выходные дни;   
    в) Справочные телефоны:
приемная Отдела образования - 8/83639/ 4-13-42;
сектор по делам молодежи Отдела образования – 8/83639/ 4-73-38.
г) Адрес официального сайта Администрации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://mari-el.gov.ru/paranga/Pages/main.aspx
Адрес электронной почты Администрации: parangasa@mail.ru
Адрес официального сайта Отдела образования в сети Интернет: http://edu.mari.ru/mouo-paranga/default.aspx
Адрес электронной почты Отдела образования: parangaooipodm@gmail.com
  1.3.2.Порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг.
Информацию о порядке получения информации по вопросу предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, а также о ходе её предоставления можно получить непосредственно в Администрации, Отделе образования:
- при личном обращении:
- по письменным обращениям заявителей;
- с использованием средств телефонной связи;
- посредством электронной почты;
-посредством интернета: официальный сайт Администрации http://mari-el.gov.ru/paranga/Pages/main.aspx, Портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) и Портал государственных услуг Республики Марий Эл (pgu.gov.mari.ru).
 При осуществлении информирования на личном приеме должностное лицо Отдела образования обязано:
представиться, указав должность, фамилию, имя и отчество;
дать ответы на заданные посетителем вопросы. В случае, если подготовка ответа на заданные вопросы требует продолжительного времени (более 30 минут), посетителю должно быть предложено обратиться письменно либо назначить для получения информации в другое удобное для него время;
по окончании разговора должностное лицо Отдела образования, должно кратко подвести итог разговора;
вести разговор в вежливой и корректной форме, лаконично, по существу вопроса.
Если поставленные посетителем вопросы не входят  в компетенцию Отдела образования, должностное лицо Отдела образования информирует посетителя о невозможности предоставления сведений и разъясняет ему право обратиться в орган, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги должен составлять не более 15 минут. При этом должен быть обеспечен прием всех обратившихся лиц  не позднее, чем за 30 минут до окончания рабочего дня (в редакции постановления от 25.02.2013 № 40-П).
При осуществлении информирования по телефону должностное лицо Отдела образования обязано:
представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество, должность; 
выслушать и уточнить, при необходимости, суть вопроса;
вежливо, корректно и лаконично дать ответ по существу вопроса;
при невозможности в момент обращения ответить на поставленный вопрос предложить собеседнику перезвонить в конкретный день и в определенное время и к назначенному сроку подготовить ответ по вышеуказанным вопросам.
Должностное лицо Отдела образования вправе предложить собеседнику представиться.
В случае, если посетитель не удовлетворен информацией, предоставленной ему на устном приеме или по телефону, должностное лицо Отдела образования предлагает подготовить письменное обращение по интересующим его вопросам.
При информировании по письменным запросам ответ направляется                  в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного запроса.
Должностное лицо Отдела образования при осуществлении информирования обязано ответить на следующие вопросы:
о порядке обращения за получением муниципальной услуги, включая информацию о графике работы и местонахождении Отдела образования;
о требованиях к заявителю;
о перечне документов, необходимых для получения муниципальной услуги, и требованиях к их оформлению;
о перечне нормативных правовых актов, регулирующих оказание муниципальной услуги;
о сроках и условиях предоставления муниципальной услуги должностное лицо Отдела образования, осуществляющее информирование (посредством телефона или лично) по вопросам предоставления муниципальной услуги, должно корректно и внимательно относится к заявителям, не унижая их чести и достоинства. Информирование должно проводиться без больших пауз, лишних слов и эмоций.
1.3.3. Порядок, форма и место размещения информации
Порядок, форма и место размещения информации определены настоящим Административным регламентом.
Информация о процедуре предоставления муниципальной услуги сообщается по номерам телефонов для справок (информаций) (83636) 9-14-97, (883636) 9-18-15, а также размещается на официальном сайте муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» в сети Интернет: http://mari-el.gov.ru/paranga/Pages/main.aspx, Отдела образования http://edu.mari.ru/mouo-paranga/default.aspx, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.
В сети Интернет, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» размещается информация:
о местонахождении и графике работы Отдела образования, а также следующая информация:
    текст Административного регламента;
блок-схема и краткое описание порядка предоставления государственной услуги;
перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
образцы форм документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

2.1. Наименование государственной услуги
Государственная услуга «Предоставления государственной услуги по предоставлению информации, приём документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетним гражданином» (далее - государственная услуга).
2.2. Наименование органов по предоставлению государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляет Администрация муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» в лице Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район».
2.3. Описание результата предоставления государственной услуги       Результатом предоставления государственной услуги является:
А) Разрешение на передачу под опеку (попечительство) несовершеннолетнего гражданина, а именно:
- выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем);
- выдача Акта Администрации МО «Параньгинский муниципальный район» о назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему гражданину;
- заключение договора об осуществлении опеки на безвозмездных (возмездных) условиях.
Б) Отказ в разрешении на передачу под опеку (попечительство) несовершеннолетнего гражданина, а именно:
- - выдача заключения о невозможности гражданина быть опекуном (попечителем).
    2.4.Срок предоставления государственной услуги
 Решение о выдаче разрешения на передачу под опеку (попечительство) несовершеннолетнего гражданина предоставляется в срок не превышающий 30 календарных дней.
 Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается в 15-дневный срок, с даты предоставления документов заявителем.
Отдел образования в течение 5 дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги в письменной форме уведомляет Заявителя – с указанием оснований такого отказа.
2.4.1. Отдел образования в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с подпунктами 3-5 пункта 2.6. настоящего Регламента.
Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Ответы на запросы Отдела образования о подтверждении сведений, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 2.6. настоящего Регламента, направляются уполномоченным органом в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Отделом образования в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, проводит обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
Акт обследования оформляется в течение 3 календарных дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом Отдела образования и утверждается руководителем Отдела образования.
Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта руководителем должностного лица, второй хранится в Отделе образования.
Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), в судебном порядке.
2.4.2. Решение о назначении опекуна (попечителя), либо решение об отказе в назначении опекуна (попечителя) с указанием причин отказа.
 В течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующим уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего Регламента, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает  решение о назначении опекуна (попечителя), либо решение об отказе в назначении опекуна (попечителя) с указанием причин отказа (Форма акта утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 сентября 2009 года № 216 «Об утверждении формы акта о назначении (об отказе в назначении) опекуна (попечителя) несовершеннолетнему гражданину (о временном назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему гражданину (предварительной опеке (попечительстве) над несовершеннолетним гражданином) и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл»).2.4.3. Заключение договора об осуществлении опеки (попечительства).
 На основании заявления заявителя об осуществлении опеки (попечительства) на безвозмездной (возмездной) основе Отдел образования принимает решение о назначении опекуна (попечителя), исполняющего свои обязанности на безвозмездной (возмездной) основе, и заключает договор об осуществлении опеки (попечительства).
Договор заключается по месту жительства несовершеннолетнего в течение 10 календарных дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, Отдел образования, получивший от опекуна (попечителя) письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна (попечителя) об отказе в его заключении.
В случае изменения места жительства несовершеннолетнего договор расторгается, и Отделом образования по его новому месту жительства заключается новый договор
2.5.Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
    - Гражданским кодексом Российской Федерации;
    - Семейным кодексом Российской Федерации;
    - Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    - Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
    - Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
    - Закон Республики Марий Эл от 30 ноября 2006 года № 60-З « О приёмной семье»;
- Закон Республики Марий от 4 августа 2008 года № 34-З  «О патронатном воспитании»;
- Закон Республики Марий Эл от 21 октября 2008 года № 56-З                         «О вознаграждении опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам опеки и попечительства»;
- Закон Республики Марий Эл от 25 октября 2007 года № 49-З              «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству, назначению и выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл»;
- Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 сентября 2009 года № 216 «Об утверждении формы акта о назначении (об отказе в назначении) опекуна (попечителя) несовершеннолетнему гражданину (о временном назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему гражданину (предварительной опеке (попечительстве) над несовершеннолетним гражданином) и о внесении изменений в некоторые постановления.
    2.6. Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, их формы, способ получения, в том числе в электронной форме
 Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление), в котором указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном;
2) сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном;
3) сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;
4) сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;
5) сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном;
б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;
в) заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
г) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
д) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
е) копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Граждане обращаются в орган опеки и попечительства непосредственно (лично), либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или  по адресу электронной почты Администрации: parangasa@mail.ru, или по адресу  электронной почты Отдела образования: parangaooipodm@gmail.com.
В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.
Документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2.6. настоящего Административного регламента, принимаются Отделом образования в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «в» пункта 2.6. настоящего Административного регламента, - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение, заявление и документ, предусмотренный подпунктом «д»  пункта 2.6. настоящего Административного регламента.
2.6.1. Орган, предоставляющий муниципальную услугу, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением  муниципальной услуги;
2) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг,  за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных у муниципальных услуг». Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие муниципальные услуги по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных у муниципальных услуг»;
4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства. (изм. от 25.02.2019 г. №52-П)
2.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
- предоставление неполного пакета документов;
    - наличие в документах исправлений;
    - наличие в документах неполной информации.
2.8. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги является:
    представление неполного комплекта документов, предусмотренных настоящим Административным регламентом;
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги    являются:
обращение лица, не относящегося к категории заявителей (совершеннолетним дееспособным, не имеющим судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан);
установление обстоятельств, препятствующих в соответствии с действующим законодательством, назначению заявителя опекуном (попечителем).
3. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, муниципального образования «Параньгинский муниципальный район».
Государственная услуга предоставляется на безвозмездной основе.
3.1. Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы
    Необходимые и обязательные услуги предоставляются на безвозмездной основе.
    3.2. Срок и порядок регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги.
  При личном обращении заявителя о предоставлении услуги с предъявлением документов, предусмотренных в пункте 2.6. настоящего Регламента заявка регистрируется в день поступления.
  Регистрация заявки о предоставлении услуги, направленная через организации почтовой связи, по электронной почте либо через Портал осуществляется в течение одного рабочего дня с момента получения.
3.3. Помещение, в котором предоставляется муниципальная услуга, обеспечивается необходимым оборудованием (компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами электронного информирования, средствами связи, включая информационно-телекоммуникационную     сеть «Интернет», оргтехникой), канцелярскими принадлежностями, информационными и справочными материалами, наглядной информацией, стульями и столами, а также средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
Вход в помещение, в котором предоставляется муниципальная услуга, оформляется вывеской, содержащей наименование и график работы.
При предоставлении муниципальной услуги обеспечиваются условия беспрепятственного доступа для получателей муниципальных услуг - инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, в частности, обеспечивается:
возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по помещению, в котором предоставляется муниципальная услуга, а также при обращении за муниципальной услугой;
возможность для самостоятельного передвижения по помещению, в котором предоставляется муниципальная услуга, входа, выхода и перемещения (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение помещения, в котором предоставляется муниципальная услуга знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией в помещении для предоставления муниципальной услуги, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
оказание работниками, предоставляющими муниципальные услуги, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами, в том числе помощи при подаче заявления на предоставление муниципальной услуги.
В целях удобной парковки автомобилей граждан у здания, в котором предоставляется муниципальная услуга, оборудуется автостоянка. Доступ граждан к парковочным местам является бесплатным.
На автостоянках выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Места предоставления муниципальной услуги оборудуются комфортными местами ожидания, предназначенными для граждан.
В местах предоставления муниципальной услуги предусматривается оборудование доступных мест общего пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.
Рабочие места специалистов, осуществляющих предоставление муниципальной услуги, оснащаются настенными вывесками или настольными табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста.
Места для информирования оборудуются визуальной, текстовой информацией, размещаемой на информационных стендах, обновляемой по мере изменения действующего законодательства, регулирующего предоставление муниципальной услуги, и изменения справочных сведений.
  3.3.1. Помещение Администрации, Отдела образования и Учреждения для непосредственного взаимодействия должностных лиц Отдела образования или Учреждения с заявителями должно организовано в виде кабинетов, в которых ведет прием несколько должностных лиц.
  3.3.2. Рабочее место должностного лица Отдела образования должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройством, телефонной связью.
3.3.3. Места ожидания заявителей должны быть оборудованы стульями; количество мест ожидания определяется, исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но составляет не менее 3 мест;
3.3.4. Информационный стенд должен содержать образцы заполнения заявок на участие в отборе и перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
  3.4. Показатели доступности и качества государственной услуги
Показателем доступности государственной услуги является количество решений о предоставлении государственной услуги по отношению                             к количеству отказов в предоставлении государственной услуги                                   (в соответствующем финансовом году).
         Показателями качества государственной услуги являются:
    отсутствие жалоб и предложений со стороны исполнителей мероприятий в рамках предоставления государственной услуги;
    соблюдение Администрацией и Отделом образования требований настоящего Регламента.
  3.5. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме. 
  Обращение за получением государственной услуги, а также предоставление государственной услуги могут осуществляться с учетом электронных документов, подписанных электронной подписью (с использованием в том числе универсальной электронной карты) в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Такие документы признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и предоставленным на бумажном носителе, за исключением случаев, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлен запрет на получение государственной услуги в электронной форме.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме

Основание для начала административной процедуры является личное обращение заявителя
3.1. Государственная услуга включает выполнение следующих административных процедур:
- прием и регистрация заявления;
- должностное лицо Отдела образования проверяет наличие представленных документов, указанных в пункте 2.6. настоящего Регламента, сличает представленные экземпляры оригиналов и копий документов друг с другом;
- должностное лицо Отдела образования в течение 7 календарных дней со дня представления документов, производится обследование условий его жизни;
- решение о назначении либо отказе в назначении опекуна (попечителя) принимается в течение 15 календарных дней со дня представления документов, на основании указанных документов и акта обследования;
- оформление Акта о назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему гражданину;
- заключается договор об осуществлении опеки на безвозмездных (возмездных) условиях.
- при наличии оснований, указанных в пункте 2.8. настоящего Регламента, должностное лицо Отдела образования или Учреждения отказывает заявителю в приеме и рассмотрении документов;
- оформление личного дела несовершеннолетнего.

IV. Порядок и формы контроля за предоставлением муниципальной услуги

4.1. Осуществление текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, а также принятием ими решений.
Текущий контроль за предоставлением муниципальной услуги осуществляется постоянно должностными лицами, участвующими в  предоставлении муниципальной услуги (далее – должностные лица), по каждой административной процедуре в соответствии с установленными настоящим Административным регламентом  сроками действий, а также путем проведения проверок заместителем главы администрации, руководителем отдела за соблюдением и исполнением должностными лицами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, а также принятием ими решений.
4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги
Контроль за исполнением настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления муниципальной услуги, а также проверки исполнения положений административного регламента.
Плановые проверки осуществляются на основании планов работы Администрации. Внеплановая  проверка проводится по конкретному обращению заявителя.
Проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги осуществляются на основании распоряжений Администрации.
Результаты проверки оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению. Акт подписывается главой Администрации или уполномоченным им должностным лицом.
Проверяемые должностные лица знакомятся с актом проверки под роспись.
4.3. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением муниципальной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
Контроль за предоставлением муниципальной услуги может осуществляться как со стороны заявителя в рамках защиты своих прав и (или) законных интересов, а также со стороны объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемых организаций в рамках общественного контроля.
В рамках защиты своих прав и (или) законных интересов заявители при выявлении фактов несоблюдения или неисполнения должностными лицами Администрации положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, имеют право на обжалование решений и действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги должностными лицами Администрации, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с разделом V настоящего Административного регламента, а также в судебном порядке.
Общественный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
4.4. Ответственность должностных лиц Администрации за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления муниципальной услуги
Должностные лица Администрации, указанные в настоящем административном регламенте, несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги, а также за нарушение сроков и порядка исполнения каждой административной процедуры, указанной в настоящем Административном регламенте.
Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства о муниципальной службе, трудового законодательства.
О мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц Администрации, Администрация в письменной форме сообщает заявителю, права и (или) законные интересы которого нарушены, в течение десяти календарных дней со дня принятия таких мер

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих

5.1.    Заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги.
     Внесудебный порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб (претензий) на действия (бездействия) и решения должностных лиц Администрации определяется федеральным законодательством, законодательством Республики Марий Эл и муниципальными нормативными правовыми актами Администрации.
5.2. Заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги; (изм. от 25.02.2019 г. №52-П)
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7)    отказ органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) требование у заявителя при предоставлении муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. (изм. от 25.02.2019 г. №52-П)
5.3. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего муниципальную услугу.
5.4. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо Портала государственных и муниципальных услуг Республики Марий Эл, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.5. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.6.    Сроки рассмотрения жалобы (претензии)
Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа  органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица  органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
5.7. Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
 По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
 1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
  2) отказывает в удовлетворении жалобы.
 5.8. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.8.1. В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим муниципальную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения муниципальной услуги.
5.8.2. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения. (изм. от 25.02.2019 г. №52-П)
5.9. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
 
Приложение № 1
                                                                                                  к Административному регламенту предоставления
                                                           муниципальной услуги «Предоставление информации,
приём документов органами опеки и попечительства
 от лиц, желающих установить опеку (попечительство)
над несовершеннолетним гражданином»
В________________________________
________________________________
________________________________
                            От
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
Я,    
(фамилия, имя, отчество (при наличии))         
Гражданство        Документ, удостоверяющий личность:   

(когда и кем выдан)
место жительства     
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

место пребывания     
(адрес места фактического проживания)
    ,
   
    прошу выдать мне заключение о возможности быть опекуном (попечителем)

    прошу выдать мне заключение о возможности быть приемным родителем

    прошу передать мне под опеку (попечительство)   

(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения)
    прошу передать мне под опеку (попечительство) на возмездной основе
   
(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей), число, месяц, год рождения)
Материальные возможности, жилищные условия, состояние здоровья и характер работы позволяют мне взять ребенка (детей) под опеку (попечительство) либо принять в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Дополнительно могу сообщить о себе следующее: 
(указывается наличие у гражданина

необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе информация о наличии документов об образовании,

о профессиональной деятельности, о прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители и т.д.)
Я,                                                                                                                                                     
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
даю согласие на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.